alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Categories:

Дополнение к посту «Вышли мы все из Шанели» или к философии подмены

Недавно был объявлен новый поэтический сайт ( http://poetries.org.ua/index.php), посвященный творчеству нескольких харьковских поэтов. В числе их Сергей Грибов, до сих пор знакомый только  узкому кругу людей, к сожалению.  Как сейчас помню листки самиздата  с его стихами , принесенные приятелем и восхищение  необыкновенно мощным поэтом, столь отличным от  множества  популярных в это время.  Вот одно , навсегда запомнившееся:

 

Бычий глаз заплывал слезою,
И росла она, как гора,
Отражая и двор с копною,
И багровый обух топора.

Светлый вечер, густой и пыльный,
И под старою вербой родник,
И заборы, и луг ковыльный,
И страницы всех наших книг.

Боже правый, великий Боже,
Может, сверху тебе видней,
Но и тебя отражая тоже
Со всею звездной славой твоей.

 

Это из первого сборника, того самого , который на листочках, ставший позднее первой опубликованной книгой «Соната темных вод».

А вот из последнего сборника СЛЕПОЕ УТРО (1987 – 2000 г.г.)

От народа остались ошметки...

    Попробуем поставить рядом это стихотворение и другое , уже цитированное в посте на первой странице ЖЖ, к которой эта примечание.  Поэт Александровский не идет ни в какое сравнение с талантливейшим Грибовым, хоть тоже из Харькова, позоря город,  давший столько талантов Городу и Миру еще и как бездарный поэт –переводчик.  Но такое впечатление , что оба стихотворения написаны одной рукой, разве что размер разный и  в том,  что слева слов «мы» или «нам»  нет.

С.Александровский

 

Это новая страница 
В эпилоге старой книги… 
Неужели это лица – 
То-есть, лики, а не фиги? 
Не взыщите: это люди – 
Просто люди, а не звери. 
Это лишь исчадья чуди, 
Это лишь отродья мери. 
Это то, что в этом мире 
Называется распадом. 
Это пустоши все шире 
За во тьму бредущим стадом – 
Ибо суетному стаду 
На потраву дали ниву, 
Ибо алчущему аду 
Приготовили поживу; 
Ибо забубенный Каин 
На приволье небывалом, 
Как наследник и хозяин, 
Невозбранно правит балом. 
Ибо повседневно задан 
Тон кощунственному гулу; 
Ибо повсеместно ладан 
Воскурили Вельзевулу. 
И вершины горных кряжей 
Не покроет грозной хлябью: 
Парка долгой, долгой пряжей 
Одарила расу рабью. 
И под чахлою сосною, 
На глухом возросшей бреге, 
Тщетный сон приснится Ною 
О прибежище в ковчеге.  

 

С. Грибов

 

От народа остались ошметки,
Да и был ли когда он – народ?
И не ум здесь, утробы и глотки
Правят шабаш века напролет.

Тьму законов нам власть написала,
Но уродуют жизнь не они,
А вот эти, что молятся салу
И в благие и в черные дни.

Что друг друга нещадно карали
С причитанием: что за напасть!
И орали – мол, нас обокрали,
И смотрели, кого б обокрасть.

Нагулявшие жирные хари
Или те, кто Кощея тощей –
Одинаково мерзкие твари
В этом мерзком порядке вещей.

С одинаково жадной, лакейской
Подлой завистью к доле чужой…
И какой объяснит Достоевский,
Что зовется в них русской душой!

 

       Надо полагать , то что справа есть очередное стихотворение в стиле « люблю Россию я , но странною любовью» со всеми признаками его -  народ волчица и вся  мерзкая притом. Примечательно , что в качестве мотивации приводится зависть, единственный мотив , движущий историю, как полагают многие. И в чем многие культурологи , объясняющие столкновения в современном мире,  вполне уверены.

Причем, даже слух поэта подвел. «Доля» это судьба, но горькая же !  Чему завидовать? И опять обобщение -  «народ» . Но вот пишущий эти строки , принадлежит ли к русскому народу?  Ну ладно , положим, эмигрант , думающий по -русски в основном,  уже не русский народ. Но зная некоторых  друзей поэта , или имея представление о тех , кого  знаю  по трудам их  , хотелось бы спросить поэта - они русский народ?   Мерзок ли Михаил Блюменкранц, написавший о Грибове пронокновенно ( см ссылку в начале) ?  Впрочем , он  немец теперь, в Мюнхене живет. Но Г.Померанц?!  Насколько помню,  хари у них не мерзкие, а у некоторых хари даже весьма одухотворенные,   хотя обладатели их паспортные евреи.  Или они не входящая в народ прослойка?  По крайней мере, сам поэт Грибов,  с лицом более чем одухотворенным на всех фото,  говорит «нам» , значит и сам мерзок, и сало ест, и крал. Трудно поверить, право.  Хотя в другом стихотворении оказывается все-таки , что на Всей Руси один праведник и есть :

 

Резвится Русь без злобы и укора –
Кто вождь, кто вор, кто пьяница, кто бич,
И лишь один, как посредине бора,
В полночной тьме я ухаю, как сыч.

 

      Но в  рецензии Блюменкранца поэт определяется , как мистик, вроде Блейка или Д.Андреева. 

« Метафизические реалии начинают зримо проступать сквозь оболочку повседневной жизни. Человек ощущает себя как « тонкую во времени прокладку» - душа застывает над бездной, охваченная трагическим переживанием « жилицы двух миров». За перилами обычного городского моста внезапно открывается бесконечность Вселенной.В сборнике достаточно щедро представлена и тема, которую обычно именуют любовной лирикой. Но это не любовные стихи в привычном понимании слова – это всегда встреча мужчины и женщины на « излуке времен», у края бездны, в апокалиптическом свете судного дня.Апокалиптическом. Наконец это слово произнесено, и в нем ключ, разгадка символической природы поэтического мира С. Грибова. В его творчестве находит свое дальнейшее яркое воплощение эсхатологическая струя русской поэтической традиции от « Голубиной книги», варьирующей тему Страшного суда, до позднего Блока и грандиозных видений Даниила Андреева»

      Интересно, что тут поэт определяется, как прокладка,  не подмена ли это слова прослойка?   Не та ли самая интеллигенция, в народ  не входящая ?

       Оставляя в стороне справедливость определения стиля поэта , как мистику , поскольку ни символизм , ни эсхатология еще не представляют мистицизм сам по себе, попробуем обнаружить мистицизм во втором стихотворении из приведенных. Какого рода символы там содержаться ( шабаш, власть, сало итд) перечислять не будем.  Но из мистических символов нам удалось обнаружить только один, а именно , «народ». Сразу скажем,  что в отличие от многочисленных стихотворений этого жанра, поэт ответственность за мерзости на власть не возлагает, справедливо считая, что каждый народ заслуживает ту власть, которую имеет, и «народ» власти не противопоставляет.  Но полагает, что власть была плоха во все времена, и Владимир был плох, и Петр , и Екатерина, и Александр Второй... Осталось Историю Государства Российского от Рюрика и до.... написать, но он пишет стихи гражданские , т.е идеологические, чего мистик никогда бы не сделал.  Хотя более всего обидно за Достоевского, так, одним махом,  смести  то , что и сделало русский народ великим! Его лучшего писателя. Но, возможно,  здесь  заключение обличительного сарказма всего текста и , на самом деле,   поэт не отказывает народу в пресловутой духовности? Тогда как понять перечисление мерзостей этого народа? Все идеологии алогичны ,  судя по этому стихотворению, что указывает на происхождение идеологий от  абсурда, т.е . веры.  Возникает  мысль, что народ сей не оправдал каких-то ожиданий поэта, безусловно, судя по биографии и прежним стихам , негативно относившегося  к Советской Власти и к периоду до того, когда социализм сменился переходом к дикому капитализму и распаду Империи. И поэт ожидал  что,  как только  оковы падут, у входа его встретят люди идеальные, и география останется прежней. Украинцы облобызают старшего брата, а грузины радостно перейдут на язык русский уже бесповоротно. Агнцы улягутся с волками и тиграми. Тогда он не мистик , а романтик идеалист. Интересно , что бы написал Д. Андреев в переходной период? Но  и Чичибабин, тяжело переживавший распад Империи,  хоть и не мистик, никогда бы не опустился до гражданских стихов опять. Его «Аврора» давно доплыла до причала. А Блейк точно знал, что агнцев сотворил дьявол.

        Но вернемся к понятию «народ» .  Мы уже ссылались на мнение религиозного философа, что философия понятием «народ» не оперирует, а следовательно , и поэзия не должна оперировать, если она не гражданская, т.е глупая. Но понятием этим оперирует теория права. Вот нпр.

Народ - 1) в теории конституционного права все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в конституционной доктрине ряда стран, в т.ч. РФ, употребляется выражение "многонациональный народ"). В этом смысле современные конституции говорят о Н. как о "носителе суверенитета и единственном источнике власти" в государстве (напр., п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Понятие "Н." означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией какого-либо государства (в этом случае термин "Н." синонимичен термину "нация", "этническая общность"); 2) субъект международно-правовой системы прав народов. Н. впервые стал общепризнанным субъектом международного права в 1945 г. в результате закрепления в Уставе ООН принципа "равноправия и самоопределения народов" (см. Самоопределения народов принцип). Вместе с тем общепринятого всем международным сообществом понятия "Н." до сих пор нет. Не только в международно-правовой, но и в этнографической литературе дискуссии на эту тему идут с XIX в. На основе большинства определений это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием. На практике понятие "Н." в разных случаях включает племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.

          Итак, все население, включая и обличителей народа. И, действительно, нпр, в английском языке народ это PEOPLE, просто люди. Потому надо бы обличать мерзость людей  , безотносительно к нации, что европейские поэты и делали всегда, если не занимались поэтической политикой. Они писали сатиры и аллегории.  Во французском -  то же самое – PEUPLE или более того MONDE – мир, вселенная.

В русском же контексте каким –то образом народ приобрел значение мистическое, так что мистикам и карты в руки.  Как, например, народ еврейский в контексте Библии ( или Торы) , народ несущий мессианскую идею. Спасение Человечества. Тогда подмена заключается в том, что подразумевается провиденциальная миссия , предназначение, идея , что  русский народ тоже избран и поэт ждал  исполнения  обещанного, и ,  не дождавшись, начинает пылать гневом древних пророков, обличая народ в мерзостях. Но для пророков их народ и был всей Ойкуменой,  миром. Остальные народы их не интересовали . В  наше же время  трудно представить Россию  всей Вселенной , если не быть ксенофобом. Подобное еще возможно в контексте православном, когда своя религия считается единственно верной, правой. Но стихотворение не дает для этого оснований, оно мирское. Конечно, в различные исторические периоды  и в разных местах  в моменты расцвета той или иной нации , возникали такие  сочетания,   как испанский народ, французский народ, немецкий народ , американский народ , аналогичный – русскому народу.  Так или иначе,  им было чем осчастливить свои народы и всю Ойкумену.. Но уже трудно себе представить филиппинский народ или народ острова Пасхи, несущий истину другим народам. Потому что с момента, когда идея о классах сочеталась браком с почвенничеством,   под народом в России стали понимать крестьян ( христиан т.е) . Тогда понятно, что все остальные, включая поэтов , в народ не входят и могут оценивать его со стороны. Исключение составляют поэты крестьянские вроде Есенина, и право имеют. Но Есенин мистиком не был  и тоже сказал немало горьких слов.                                          
       Очень жаль  , что от первой книги и до последней поэт Грибов проделал путь в обратную сторону от Храма, отказавшись от метафизического  прозрения , каким , собственно, и является поэзия  в лучших своих образцах, творя или прозревая миры иные.

Subscribe

  • Из Тимотеуша Карповича

    Расписание езды Расписали езду по коням и людям потом по коням и седлам потом по людям и шлемам потом по бабке крупу и по…

  • Р. Уилбер Веранда

    De la vaporisation et de la centralisation du Moi. Tout est l à. - Baudelaire Мы ели со склонами неба за нашими плечами…

  • Э. Хект Тарантул или танец смерти

    Во время чумы ушел в себя я. В доме было время дымовых завес Супротив инфекции. Ухмылялся мосол бытия, Как, не жалея словес, Добрый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments