alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Categories:

Очерки русской культуры Т.1 гл. 56

Об одном непереводимом стихотворении Китса.

от оно в переводе С.Сухарева, основного переводчика Китса.

Подобна девушке строптивой, слава
Коленопреклоненных оттолкнёт,
Но уступает мальчику лукаво
И к сердцу легкомысленному льнёт.
Она - Цыганка. Не промолвит слова
С тем, кто в разлуке с нею сам не свой;
Кокетке - своенравной и суровой -
Ей слышится повсюду шепот злой.
Цыганка настоящая - дочь Нила,
Ревнивому Пентефрию сродни.
Поэты! Вы, кого она пленила,
В безумствах расточающие дни!
Проститесь с ней поклоном: нет так нет ¬–
И, может быть, она пойдёт вослед.

А вот оригинал:

John Keats

On Fame (I)

Fame, like a wayward girl, will still be coy
To those who woo her with too slavish knees,
But makes surrender to some thoughtless boy,
And dotes the more upon a heart at ease;
She is a gipsy, will not speak to those
Who have not learnt to be content without her;
A jilt, whose ear was never whispered close,
Who thinks they scandal her who talk about her;
A very gipsy is she, Nilus-born,
Sister-in-law to jealous Potiphar;
Ye love-sick Bards! repay her scorn for scorn;
Ye Artists lovelorn! Madmen that ye are!
Make your best bow to her and bid adieu,
Then, if she likes it, she will follow you.

Когда читаешь русский текст, то возникает вопрос, связанный с композицией, развитием образа – ну пусть Слава цыганка своенравная, но почему она дальше сравнивается с египтянкой древности? А когда читаешь оригинал, такого вопроса не возникает.

Происхождение названия «цыгане» как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, к «Житию святого Георгия Афонского» (датировано 1100 г., описывает события 1054 г.). Условно — так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе «атцинганами» (от греческого «αθίγγανος», «ατσίγγανος» -- «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не одна из еретических сект того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространённых обозначений европейских цыган .

Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцыGitanos (также от Egiptanos — «египтяне»),

Тогда понятно, что по мнению Китса всякая цыганка одновременно египтянка и можно сравнить ее с родственницей Потифара. А в русском варианте получилось, что родственница Потифара индуска из секты неприкасаемых. И, видимо, проблему эту решить невозможно даже если назвать Потифара ( как называет его С.Апт, блестяще переведший Т.Манна) Пентефрейем по библейской славянской традиции обрусив его несколько, поскольку Индия ближе к России, чем к Англии. Тогда уже неважно, что перевод выполнен крайне небрежно на условном переводческом языке.

Tags: Китс, Очерки о русской культуре, занимательная филология
Subscribe

  • Ф. Лорка Романс призванного на суд

    Пара Эмилио Аладрену Бессонно мое одиночество! Глаза ничтожны на теле а у лошадки огромны, не смыкаются и ночами и даже туда не смотрят, где сон…

  • Из И. Викхиркевич

    Иммунизированные Проходит чрез сердце стадо слов топочут и топочут стараюсь выдавить слезу а они тонут в безразличии Краткая история стыда в…

  • В. Шимборска ФОТОГРАФИЯ 11 СЕНТЯБРЯ

    Спрыгнули с горящего здания - один, два, еще несколько выше, ниже. Фотография задержала их при жизни, и теперь прячет над землей к земле каждый еще в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments