alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Category:

У. Оден Заметки на детективный роман поклонника детективов

ПРИЗНАНИЕ

Для меня, как и для многих других, чтение детективных романов суть пристрастие, как к курению или алкоголю. Симптомы следующие: Во-первых, интенсивность пристрастия — если мне предстоит какая-нибудь работа, мне следует быть осторожным и держаться подальше от детективов, ибо если я начну читать подобную литературу, я не смогу работать или спать, пока не закончу чтение. Во-вторых, история должна соответствовать определенным требованиям (мне крайне трудно, к примеру, читать книгу, где сюжет не привязан к сельской Англии) И, третье, это безотлагательность. Я забываю книгу, как только заканчиваю ее. Если, а такое случается, я начинаю читать и обнаруживаю после нескольких страниц, что я это уже читал, то продолжать я не могу.
Подобная реакция убеждает меня в том, что, в моем случае, по крайней мере, детектив не имеет ничего общего с произведениями искусства. Но возможно, однако, что анализ детектива, т.е. тех, что доставляют мне удовольствие, может пролить свет на его магическую функцию, но и в свою очередь на предназначение искусства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Просторечивое определение «Ктоэтосделал» вполне верно. Главное уравнение таково: случилось убийство, подозревают многих, все кроме подозреваемого, кто и есть убийца, исключены, убийца арестован или умирает.
Определение исключает:


  1. научные работы об убийцах, чья вина доказана, нпр. С заранее обдуманным намерением. Есть и сомнительные случаи, когда убийца известен и нет других подозреваемых, но доказательств недостаточно, как нпр. во многих рассказах Фримена Уиллса Крофта. Большинство таких случаев допустимо.

  2. триллеры, сюжеты про шпионов, истории знаменитых проходимцев, ets., когда идентификация преступника менее важна, чем предупреждение его преступных замыслов.


В триллере нас интересует конфликт этического и полемического, добра и зла, конфликт Нас и Их. В таких случаях нас, многих, интересует наблюдение за страданиями одного виновного. В детективах нас интересует диалектика невинности и вины.
В Аристотелевском описании трагедии присутствует Сокрытие (невиновный кажется виновным, а виновный кажется невиновным) и Раскрытие (реальная вина доведена до сознания). Но там еще есть и peripeteia, в этом случае не просто изменение судьбы, но двойное изменение от вины явной к невинности, и от явной невинности к вине. Это можно проиллюстрировать таблицей:

Безмятежное состояние перед убийством     Ложная невиновность
                                                                       |
Убийство                                                            Обнаружение наличия вины
                                                                      |
Ложные улики, второе убийство, etc.            Ложное определение вины
                                                                       |
Разгадка                                                             Определение реальной вины
                                                                       |
Арест убийцы                                                    Катарсис                                       
                                                                       |
Покой после ареста                                          Истинная невиновность


В греческой трагедии истина известна зрителю, но неизвестна актеру, ему предстоит ее обнаружить или довести до неизбежного. В современной, т.е. Елизаветинской, зритель знает ни больше, и ни меньше, чем самые умные актеры. В детективе читатель вообще не знает истины; один из актеров, убийца, ее знает; и детективная история, по свободной воле находит и являет, кто есть убийца, по свободной воле же пытается то скрыть.
Греческая трагедия и детектив можно определить одним общим качеством, и которое отличает их от современной трагедии, а именно, персонажи не меняются там в ходе действия или в зависимости от них: в греческих трагедиях потому что действия предопределены, в детективах потому что обманчивое событие, убийство, уже случилось.
Время и место просто сводится к – где и когда происходит разоблачение, что должно было случиться или случилось на самом деле. Соответственно, детективы должны бы, и так и происходит обычно, подчиняться классическому единству, в то время как современная трагедия, где персонажи со временем развиваются, все что может случиться, это техническим tour de force; а в триллере, как в плутовском романе, даже требовать частых изменений времени и места.

ПОЧЕМУ УБИЙСТВО?

Существует три класса правонарушений: а) преступления против Бога и соседа или соседей; b) преступления против Бога и общества; c) преступления против Бога. (все эти правонарушение, конечно, суть преступления против себя самого)
Убийство суть часть и единственная часть класса B. Характеристика общая для всех преступлений в классе А, по крайней мере предположительно, заключается в том, что потерпевшей стороне можно возместить ущерб (напр. украденное можно вернуть), или потерпевшая сторона может простить преступника (напр. в случае изнасилования). Соответственно, общество в целом вовлечено не прямым образом, прямым образом вовлечены его представители (полиция etc.) защищая интересы пострадавшей стороны.
Убийство уникально в этом, оно отменяет того, кого разит, и тогда общество должно занять место жертвы и ради нее требовать возмещения или дарования прощения, это разновидность преступления, в котором общество заинтересовано самым прямым образом.
Многие детективы начинаются смертью, которая выглядит, как самоубийство, и только потом выясняется, что это было убийство. Самоубийство суть преступление, принадлежащее к классу С и которое не представляет интереса ни соседям преступника, ни обществу, ни прямого, ни опосредованного. Пока смерть объясняется самоубийством, даже простое любопытство совершенно не уместно, как только доказано, что это убийство, публичная заинтересованность становится долгом.
Детективная история содержит пять элементов – окружение, жертву, убийцу, подозреваемых, детективов.

ОКРУЖЕНИЕ (ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ)

Детектив требует: (1) Закрытого общества, так что убийца чужак (и, следовательно, общество само по себе невинно) отчуждён от него; и члены общества в сюжете тесно связаны, чтобы потенциальные подозреваемые находились в нем (e.g.,триллер, который требует общества открытого, в котором чужак может оказаться другом или врагом скрытно).
Такие условия выполняются, когда: а) группа кровных родственников (Рождественский обед в поместье); (b) связанная географическим положением группа (там же); (c) группа связанная профессиональными занятиями (театральная труппа); (d) группа изолированная в каком-то месте (Пульмановский вагон).
Последний тип неявно объявленной формулы относится не только к убийце, но и к отношениям между членами группы, которые поначалу чужие друг для друга, но позднее обнаруживают, что связаны в прошлом.
(2) Эта группа может показаться вполне невинным сообществом, где представлены верующие, i.e., сообщество, где нет нужды в уголовном праве, где нет противоречия между индивидуумом эстетом и этикой универсальной, и где убийство, следовательно, суть действие неслыханное, ситуация безрассудная, ибо являет, что кто-то из сообщества преступил закон, и уже не находится в состоянии Благодати. Закон становится реальностью и на время все должны жить под его сенью, пока падший не найден. С его арестом невинность восстановлена и закон отступает навсегда.
Персонажи в детективе должны, следовательно, быть эксцентричны (личности возбуждающие эстетический интерес) и добродетельны (инстинктивно этичны) – добродетель их, как таковая, или же притворная, позднее разоблаченная, или в реальная, но сначала натянувшая на себя личину зла. Именно этот устоявшийся инстинкт заставил многих авторов детективов выбрать колледж, как место действия. Неуемная страсть идеального профессора в погоне за знаниями во имя знаний как таковых ставит его в не прямое положение по отношению к другим сапиенсам через общую тягу к истине, и эти страсти, такие как похоть, алчность и зависть, связывают людей непосредственно и могут привести к убийству, в этом случае идеально ограниченному местом. Если убийство происходит в колледже, тогда это означает, что среди коллег есть не только дурной человек, но также дурной профессор. Далее, если основная посылка жизни академической суть идея, что истина универсальна и должна дойти до всех, тогда гностицизм конкретного преступления и гностицизм идей абстрактных идеально укладываются в параллель и пародируют друг друга.
(Еще более идеально противоречиво убийство в монастыре, и может быть исключено фактом постоянного хождения монахов на исповедь и, когда убийца может не признаться там в преступлении, невинные подозреваемые, но виновные в меньших грехах, не могут в них не признаться, не доведя жизнь монастыря до абсурда. В этой связи, не случайно ли детективный роман расцвел преимущественно в Протестантских странах?)
Автор детективов достаточно мудр, чтобы выбрать общество с продуманными ритуалами, и чтобы описать его в деталях. Ритуал суть признак гармонии эстетического и этического, в котором тело и душа, индивидуальная воля и основные законы не находятся в конфликте. Убийца использует свои знания ритуала, чтобы совершить преступление и может быть пойман только тем, кто обладает равными или лучшими знаниями его  (продолжение ниже)
Tags: Оден, переводы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В. Шимборска ФОТОГРАФИЯ 11 СЕНТЯБРЯ

    Спрыгнули с горящего здания - один, два, еще несколько выше, ниже. Фотография задержала их при жизни, и теперь прячет над землей к земле каждый еще в…

  • В. Шимборска Террорист, он наблюдает.

    Бомба взорвется баре в тринадцать двадцать. Сейчас у нас только тринадцать шестнадцать. Кто-нибудь может еще войти. Кто-нибудь выйти.…

  • З. Херберт Молитвенник

    I Господи, благодарю Тебя, творя, за весь этот хлам жизни, в котором я со времен незапамятных тонул без спасения сосредоточенный на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments