alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Categories:

Тадеуш Ружевич Фрэнсис Бэкон или Диего Велкаскес в кресле дантиста

тридцать лет тому
начал преследовать Бэкона по пятам
искал его в пивных галереях
в мясных лавках
в газетах альбомах семейных
встретил его в Kunsthistorisches Museum
в Вене стоял перед портретом
Infantin Margarita Teresa in blauem Kleid
Диего Родригеса де Сильва и Веласкес
попался я подумал
но это не он был
после смерти
после ухода Фрэнсиса Бэкона
уместил его под абажуром
хотел увидеть художника
с разных сторон
принимая во внимание
его природную склонность
к побегу к исчезновению
к питию
к перемещению
во времени и пространстве
из пивной в пивную
в ипостаси барочного putto
который потерял шляпу
и носок красный
должен был его
обездвижить
на недель несколько
ходил в галерею Tate Gallery
закрывался с ним
и ел глазами
глотал его ужасный
кусок мяса совокупляющейся плоти
сосредоточенный на себе
длил бесконечно диалог мой
с Сатурном занятым
поеданием детей собственных
человека забивают как животное
видел фургоны изрубленных людей
которым нет избавления
писал в году 1945
Бэкон под влиянием алкоголя
становился теплым по-дружески
щедрым гостеприимным
угощал знакомых
икрой шампанским
превращался в ангела
с крылом опущенным
в кружку пива
большинство моих картин - говорил -
сделано человеком
в состоянии Беспокойства
когда писал некий триптих
помогал себе выпивкой
только раз помогло
поведал неразборчиво
рисуя пальцем по стеклу
Lager Beer Lager Beer
писал в году 1962
распятие
временами с похмелья
почти не зная что творю
но в тот раз помогло
Бэкон достиг преображения
распятого человека
в образе висящего мертвого мяса
встал из-за стола и поведал тихо
да очевидно мы и есть мясо
потенциальная падаль
когда я иду в лавку мясную
всегда думаю как удивительно
что это не я вишу на крюке
наверное чистое совпадение
Рембрандт Веласкес
но они верили в воскресение
тела они молились перед работой
и мы играем
современное искусство превратилось в игру
со времен Пикассо все играют
кто лучше кто хуже
видели рисунок Дюрера
руки сложены в молитве
конечно они пили ели убивали
насиловали и пытали
но они верили в воскресение тела
в жизнь вечную
жаль что ... мы ...
не закончил и ушел в ему только известную
сторону
прошли годы
в погоне за Беконом
помогал мне Адам
поэт переводчик
владелец пишикратко
проживает в Лондоне
и Норвиче
12 июня 1985 г.
писал мне:
Дорогой Тадеуш
Я был сегодня на большой выставке Бэкона
и думал, что тебе она даст большое удовлетворение. Я пошел довольно неохотно. Но не жалею, потому что надгрызенные головы композиционно и по колориту довольно эффективны. Однако не убедили меня новые картины. Как писал уже тебе приеду во Вроцлав (…)
на обороте репродукция Head IV
все-таки я Адам
не могу сказать
Бэкону
не знает он польского
я не знаю английского
сказать ему что дебютировал
Беспокойством
в 1947 году
писал: розовые идеалы
разрубленные на куски
висят по мясным лавкам (...)
в 1956 году писал:
еще дышащее мясо
наполненное кровью
служит пищей
тех форм идеальных
что сбегаются так тесно над добычей
что даже молчание не проникает
наружу (...)
the breathing meat
filled with blood
is still the food
for these perfect forms
мы оба пошли странствовали
по «Пустоши» *
Бэкон отвечал, что любит
смотреть свои картины через стекло
даже Рембрандта
любит за стеклом
и его не беспокоят случайные люди
которые отражаются в стекле
размывая картину
проходя мимо
я
ненавижу картины за стеклом
вижу себя там я помню как однажды
смотрел на нескольких японцев
наложенных на улыбку Моны Лизы
были очень суетливы
Джоконда оставалась недвижной
в гробу стеклянном
после этого приключения
больше в Лувре ноги моей не будет
Джоконда усмехалась под усами
Бэкон заперся в клетке
папы Иннокентия VI
потом Инокентия X
и Пия XII
Инфанты Малгожаты в синем
еще какого-то другого судейского прокурора
все эти люди начали кричать
в году 1949
февраля14
в день Святого Валентина
на стеклянном экране
явился мне Фрэнсис Бэкон
круглая голова овальное лицо
помятый костюм
слушаю Бэкона
смотрю на портрет
на красное лицо папы Иннокентия VI
смотрю на нежное лицо Инфанты пытался показать
пейзаж ротовой полости
но мне это не удалось
сказал Бэкон
во рту нахожу
всякие красивые цвета
картин Диего Веласкеса
стекло заглушает крик
подумал
Бэкон проводил свои операции
без анестезии
это напоминает практику дантистов 18 века
Zahnextraktion
они также лечили язвы чирьи карбункулы
не больно говорил Инфанте
прошу открыть ротик
к сожалению у меня нет анестетиков
будет больно
Инфанта на гинекологическом кресле
Папа Иннокентий VI на электрическом стуле
Папа Пий XII в приемной
Диего Веласкес
в кресле стоматолога
друг George Dyer
before a Mirror
- 1968
или на унитазе ...
рисовал рты открытые
крик Пуссена в Шантильи
и крик Эйзенштейна на лестнице
рисовал
на полях газет
репродуцировал репродукции
в углу моей студии
лежала кипа газет фотографий
еще юношей
купленные в Париже
книга о болезнях ротовой полости
Бэкон разговаривал с Давидом Сильвестром
и не обращал на меня внимания
хотел его спровоцировать
потому спросил слышал ли
о гниющей челюсти Зигмунда Фрейда
под конец даже верный
пес убегал от своего хозяина
не мог вынести вони
почему господин не нарисовал
нёба проеденного
насквозь красивым раком
Бэкон притворялся что не слышит
модели господина рвутся
как сдернутая шкура с облаков
и снова господин сажает папу
из Иннокентиев
в духовку
и снова господин желает тихой
сонной натасканной красиво нарисованной
Инфанте
прописать немедля
„die Applizierung” des Klistiers"
хотел просить о помощи Адама
однако Адам
лишь усмехнулся
ел он «канапе» с тунцовым мясом
и пил хайненкен
скажи ему Адам
скажи же
прошу же «по-английски»
что для меня закрытые уста
пейзаж из наипрекраснейших
уста той Флорентийской Незнакомки
Андреа делла Роббиа
Ritratto d’Ignota
Portrait of Unknown Woman
и еще ему расскажи
что Франц Кафка боялся открытых
ртов и зубов полных мяса и золотых коронок
упомянул о том в пьесе Ловушка
которую сыграли в Норидже
жаль что Бэкон не написал
портрет Элиота страдающего
воспалением надкостницы
с лицом замотанным клетчатым
платком
Адам как раз ел канапе
с копчёным лососем
Тадеуш! То была третья кружка
предупреждал тебя что гиннес
крепок
спроси господина Франциска
знает ли что сказал Вондрачек
о ртах и зубах
Адам спрятал пишикратко
Der Mund ist plotzlich
der Zahne uberdrussig
говорил Вондрачек
Бэкон рассказал пивной кружке
никогда не удавалось мне
нарисовать усмешку
всегда была надежда
что буду способен нарисовать рот
как Моне рисовал
заход солнца
а рисовал
рот полный зубов и крика
распятие? Еще раз повторяю
то одна картина
которую нарисовал в подпитии
но ни питие ни наркотики
не помогли рисованию
разве что человек становится говорливым
и даже болтливым
прощай Фрэнсис Бэкон
написал о тебе поэму
не буду искать тебя больше
конец точка
а! вот еще название поэмы
«Фрэнсис Бэкон
или
Диего Веласкес
в кресле дантиста»
правда же мило
ни один из ирландских
или английских критиков
и поэтов
таким названием побрезгует
добавил к названию
эту длинную поэму
но человек в подпитии
становится говорливым
и даже болтливым

* Отсылка к поэме Элиота «Пустошь» , традиционно название переводится как «Бесплодная Земля»

Оригинал:

https://nowynapis.eu/czytelnia/artykul/francis-bacon-czyli-diego-velazquez-na-fotelu-dentystycznym
Tags: Ружевич, переводы, польская поэзия
Subscribe

  • Р. М. Рильке Дуинская элегия 10

    Когда-нибудь, на исходе ужасающего сознания ликуя и славя, я воспою благосклонных ко мне ангелов. Этими чисто бьющими молоточками сердца, и…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею 2.25

    Вот же! Услышь, восхитись же трудами первых серпов - человеческий ритм в молчании скованной, слабой годами почвы весенней. Ведь предстоит…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею 2.24

    О эта страсть из ослабевшей глины, нова всегда! Но и в начале, с нею тогда не совладал ни один. Все ж у счастливых заливов возводили мы города и…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею 2. 23

    Позови меня в час еще предстоящий, не наш, и не пускают упорно куда: это как взгляд на лице пса, молящий, но пес, тот, колеблясь, уходит всегда,…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею 2. 22

    О, несмотря на судьбу: великолепие изобилия бдением нашего бытия в парках бьет чрез край стократ - или как у людей из камня рядом с завершением под…

  • Р.М. Рильке Сонет к Орфею 2.21

    Пой, мое сердце, сады, которых не знаешь; будто бы ваза с теми садами стоит, ясная, словно сама вода. Воды и розы из Исфахана или Шираза - пой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments