alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Category:

Ч. Милош Трактат Теологический

1. Такой трактат

Такой трактат молодой человек не напишет.
Но, не думаю, что диктует ему страх смерти,
Этот, после многих попыток, просто благодарение,
а также прощание с декадансом,
в который впал язык поэтический моего века.

Почему теологический? Потому что первое должно быть первым.

В том понятие истины. И просто поэзия
с ее поведением испуганной птицы,
когда о стекло ударяясь, удостоверяет,
что в фантасмагории жить невозможно.

Надо же в речь нам вернуть реальность,
смысл невозможен без абсолютной точки
сноски.

2. Поэт, которого окрестили

Поэт, которого окрестили
в сельской церкви католического прихода,
столкнулся с трудностями,
столкнувшись с единоверцами своими.

Тщетно пытался угадать он, что происходит
в головах их.
Заподозрил там застарелую унижения травму
и компенсирующие ее племенные мифы.
И все же каждый из них, детeй, был наделен судьбой личной.

Сопоставления с ними были аморальны,

Ибо доказано, что сам он оценивал себя их выше.

Легче всего было повторять на английском молитвы
с другими в церкви Святой Магдалины в Беркли.

Как-то, въезжая в развилку, откуда одна дорога
ведет в Сан-Франциско, и в Сакраменто другая,

Он думал, что надо бы написать теологический
Трактат, искупая грех свой
самолюбивую гордость.

3. Я не

Я не являюсь и не хочу быть обладателем истины.

В самый раз пора побродить по краям ереси.
Чтобы избежать того, что называют миром веры,
а ведь это просто самоуспокоенность.

Нравились слова мцерковного обряда,
единоверцам моим, но теологии они не любили.

Может быть, был я монахом посередине леса
в монастыре, который смотрит на заводь
реки, трактат написавшим на латыни,
на языке непонятном селянам в тулупах.

И не комично ли меж кривых заборов,
на улицах, где в грязи роются куры,
помышлять об эстетике Бодлера!

Привыкший за помощью обращаться
К Матери Божией, только с трудом узнавал ее
в Богине, вознесенной на
алтари золотые.

4. Простите

Простите, преподобные теологи, за тон не совместный
с пурпуром вашей тоги.

Ворочаюсь я, корчусь на ложе моего стиля,
ищу, как бы лечь поудобней, и тоже
не слишком святой, и мирской не слишком.

Должно быть место посередине среди абстракций
и ребячества, чтобы можно было поведать
серьезно о действительно, вещах серьезных.

На несколько сантиметров отстают католические догмы,
на носках поднимаясь в мерцание,
а мы думаем, что  можем видеть.

Но тайна Троицы Святой, и тайна Искупленья,
и Первородного Греха –
Все разуму они не постижимы,

Тщетно пытаться понять историю Бога
До сотворения мира и то, как Его Царство
Было разделено между злом и добром навечно.

И что из этого могут понять девушки в белом
К первому причастию идущие?

Хотя и для седых теологов этого многовато,
они закрывают книгу, ссылаясь
на неадекватность человеческой речи.
Однако это недостаточный повод, чтобы
щебетать о милом младенце Иисусе в сене.

5. Бремя

Этот Мицкевич, нам до него что за дело, если и так ему
комфортно.

Для просвещенья молодежи стал он оплотом
патриотизма.

В банке консервов, что мерцает, когда открыта,
сцены из мультиков про прошлое поляков.

А католицизм, почиет пусть он в мире?

Чтобы обычай окроплять святой водой остался
и праздновали пост, и провожали мертвых
на почитаемых кладбищах.

Всегда найдутся те, кто будут трактовать его
серьезно, что означает - политично.

Но я-то не сотрудничал никогда с врагами
Просвещения, кто слышат бесов говор
в речах терпимости и либерализма
к иноверцам.

И, к сожалению, ко мне подходит
Пословица американская, хоть сказана не другом:
«Кто был католик, навсегда католик».


6. Напрасно

Боги всемогущи, конечно, но, судя по нашему миру,
который они сотворили, не добры,
или добры, но мир ускользнул из их рук,
так что они не всесильны.
Школа Эпикура это.

В шесть лет я ужасался каменному порядку
мира.

Позже я тщетно искал приюта
в красочных атласах птиц, толстоватый хранитель
Круга
Любителей Природы.

Чарльз Дарвин, потенциальный священник, сожалея,
огласил теорию естественного отбора, предсказав, что
будет служить дьявольской теологии.
Ибо она провозглашает торжество сильных и поражение
слабых, что и есть в точности программа дьявола, которого
поэтому называют Князем Сего Мира.

Все, что бегает, ползает, летает и умирает,
аргумент против божественности человека.

Я обратился к антиприроде или к искусству,
чтоб строить с другими наш дом звуков
музыки, на холсте красоки, ритмов речи.

Под угрозой ежеминутно, отмечали дни наши
на календаре, каменном или бумажном.

Но готовые  к тому, что  поднимется из бездны холода
рука, чтобы сдотянуться до нашего
недостроенного дома..

И полагая, что некоторые из нас получили дар благодати
вопреки силе тяжести.


7. Мне всегда по душе

Мне всегда по душе был Мицкевич, но почему,
не знал я.

Пока не понял, что пишет он шифром, и правило то такое
в поэзии, расстояние между тем, что известно
и тем, что еще не открыто.

Содержание важно, как зерно в скорлупке, а как
будешь играть скорлупками, это уже не важно.

Ошибки и детские помыслы искателей секретов
прощены должны быть.

Высмеивали меня часто за влечение к Сведенборгу
и за другие бредни, раз выходил за рамки правил
литературной моды.

Рты кривились в гримасе насмешливой обезьяны.
когда говорили они о моих суевериях
благочестивого дитяти.

Кто принимать не хочет единственное доступное
знание о взаимном творчестве
вместе творящих то, что они истиной называют.

Хотя мне хотелось верить и в Адама, и в Еву
и в Падение, и в надежду на воскрешение.

8. Да, я еще помню

Да, я еще помню задний дворик Ромерова дома,
где основали ложу "Ревностный Литовец".*
И в старости стоял я в университетском
дворе с аркадами, пред тамошним костелом
Святого Иоанна.

Такая даль, но еще слышу, как бьет бичом извозчик,
прогоняя из Тухановичей толпу куда подальше,
перед крыльцом Хрептовичей усадьбы, в Щорсах.

Чтобы читали в литовской библиотеке главную книгу
с изображением космического человека.

А если пишут обо мне столетье лживо,
то подтверждаю, был там я в году 1820, склонившись
над "L'aurore naissante" Бёме Якоба, французское издание, 1802 года.


9. Не по легкомыслию.

Не по легкомыслию, уважаемые теологи,
Занимаюсь я тайным знанием много столетий,
Но с болью душевной, взирая на ужасы мира.

Если Бог всемогущ, то скорее всего, это возможно
если представить, что он вовсе не добрый.

Где же границы власти его, почему так, а не иначе
устроен порядок его - на это пытались ответить
рыцари Розы Креста, герменевтики и каббалисты.

Только сегодня найдут они подтверждение
догадок своих у астрофизиков, что космос и время
не долговечны, но было и у них начало.

В одной невообразимой вспышке, и от которой
стали мы исчислять минуты, часы и столетия.

И они занимались тем, что произошло в утробе
их Божества до этой вспышки, или как появилось Да
вместе с Нет, доброе, и злое.

Якоб Бёме считал, что видимый мир создан
как результат катастрофы, по милости Бога,
который хотел избежать чистого зла разрастания.

Когда мы пеняем земле, что она нам преддверие ада,
давайте подумаем, могла бы стать собственно адом,
когда б не луч красоты с ее добротой.

10. Читаем в катехизисе

Читаем в катехизисе о восстании ангелов - что
сотворило оно хоть какую-то деятельность в протомире,
до того, как был создан видимый космос, так только
мы можем мыслить понятиями «до» и «после».
Даже если в том протомире хозяева были
все невидимые ангелы, только один ангел
проявил свободную волю, он взбунтовался
и стал вождем переворота.

Точно неизвестно, было ли это первое и
самое совершенное из созданных существ или
темная сторона самого Божества, та, что Бёме Якоб
назвал Гневом Божьим.

Так или иначе, ангел красоты и силы великой восстал
против непостижимого Единства, потому что он сказал
«Я», означавшее отъединение.

Люцифер, носитель темного света, называемый также
враг, Сатана, в книге Иова занимает
должность прокурора в хозяйстве Создателя.

Нет большего порока в деле рук Бога, который
сказал «Да», чем смерть, или «Нет», тень отброшенная
свободой отдельного существования.

Этот бунт является проявлением своего «я» и называется
страстное желание, concupiscientia,
и повторялся он на земле все время
начиная с прародителей. Древо
познания добра и дурной власти, как то открыли
Адам и Ева, называется древом смерти.

Грех мира можно смыть только с приходом
нового Адама, чья война с Князем Мира сего,
это война со смертью.

11. По словам Мицкевича

По словам Мицкевича и Якоба Бёме, Адам был похож на
Адама Кадмона из Каббалы, человека космического во
чреве Божеском.

Он появился среди сотворенной Природы, но был
ангелом, наделенным невидимым телом.

Его искушали направленные на него силы Природы.
(как продиктовал Мицкевич Арману Леви)
они кричали: «Вот они, мы,
очевидности, формы, вещи,
требующие только подчинения тебе, служения
тебе. Видишь нас, касаешься нас, можешь нами
управлять взглядом, кивком. Ты видел
когда-нибудь существо выше себя, бога, имеющего
зрение, способного кивать, повелевать элементами?
Верь нам, ибо ты есть бог истинный для
нас. Соединись с нами, стань с нами
одни целым, мы одной природы, совокупимся же»
Адам искусился, и тогда Бог наслал на него
глубокий сон.

Когда проснулся, перед ним стояла Ева.

12. Так Ева

Так Ева оказалась представителем Природы и
она втянула Адама в монотонный круг смертей и рождений,  

Словно Великая Мать Земли палеолитической, рождающая и
прах сберегающая.

Отсюда, возможно, страх мужчины перед обещанием
любви, которая есть не что иное, как обещание смерти.

Приземленность Евы в этой истории не получит одобрения
наших сестер, но мы находим у Якоба Бёме
описание иной Евы, той, которая ответила на
вызов стать матерью Бога одобрительно.

Но не будем забывать, что Бёме говорит о мире
архетипов, рассмотренных Богом, и поэтому
где его нет,
ни до, ни после этого , или Ева вторая не является
преемницей первой, но стоит бок о бок с ней
с точки зрения Творца.

Одна переходит в другую, родные более, чем
сестры.

Удивительный «Гимн на день Благовещения Девы Марии»
молодого анти-клерикала Мицкевича был создан сразу
перед масонским гимном, известным как "Ода к
молодежи"
и прославляет Марию словами пророка, то есть
Якоба Бёме.


Продолжение на сл странице , нажми на стрелочку выше, читатель...
Tags: Милош, переводы, польская поэзия
Subscribe

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею I.XVII

    Ниже отцов, что лежат смущены, ниже всех прочих, корень невидимый этой страны, тайный источник. Рыцаря шлем, и охоты горн, речь стариков пополудни,…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею I. XVI

    Зачем, ты, друг мой, одинок подчас… Намеками, словами создаем мы, и исподволь, наш мир знакомый, возможно слабую, опаснейшую часть.…

  • Р. М . Рильке Дуинская элегия III

    Один поет возлюбленную. Другой, увы, этот бог крови с потаенной виной. Кого узнаешь и издалека, этот юный любовник, что он творит, знает только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments