alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Categories:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Originally posted by margovsky at ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
«Рав Шмуэль бар Бисна не стремился в Маргуан. Не пил он там ни вина, ни браги. Потому что вино там из чего? Из того, что придется. А брага из чего? Из того, что найдется». Эта цитата из Талмуда («Авода Зара», 30б) отсылает нас в древнейший из известных городов Средней Азии. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс - одна из цивилизаций бронзового века. Приведенный отрывок - самое раннее свидетельство о евреях в Средней Азии, он относится к первой половине 4 в. н.э. Речь в нем идет о кошерности вина и браги, употребляемых иудеями Маргуана. Маргуан - это расположенный на Шелковом пути город Мерв близ современных Байрам-Али и Мары в Туркмении. Рав Шмуэль бар Бисна – аморай из пумбедитской академии в Вавилоне. Его поездки в Мерв, видимо, имели деловой характер и были связаны с торговлей. Из-за удаленности от Вавилона, евреи Мерва не были сведущи в Галахе в достаточной мере, чтобы приготовляемые ими напитки рав Шмуэль мог считать кошерными.

В клинописных текстах Мерв упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области Маргиана. На рубеже нашей эры Маргу - один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Маргу дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао. В III в н. э. в город приходят первые христиане. Здесь формируется могущественная митрополия несториан. Свидетельством их деятельности является некрополь III—VI вв. в окрестностях Старого Мерва и руины храма Хароба-Кошук. Отсюда христианство распространяется на весь Хорасан и дальше, вдоль по Шёлковому пути, вглубь Средней Азии и в Китай. Монетный двор Мерва - единственный в Сасанидской империи, где на протяжении столетий чеканились монеты, имеющие знак креста на оборотной стороне.

Помимо иудеев и христиан, в древнем Маргу жили также зороастрийцы и буддисты: о последнем факте свидетельствуют сохранившиеся развалины буддийской ступы. Однако с течением времени город постигает цивилизационная и культурная катастрофа. После арабского завоевания Средней Азии в VII в. он превращается в плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. Сжигаются бесценные свитки, разрушаются шедевры архитектуры, отрезанные головы сушатся на придорожных шестах... Впрочем, уже при Аббасидах Мерв-Маргу - один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками. Халиф Омар, запретил разрушение старых синагог, которые существовали в Хорасане в доисламский период, но и не разрешил строить новые. Был случай, когда Халиф Омар приказал снести мечеть, незаконно построенную на еврейской земле. Евреи Маргу, наряду с христианами и зороастрийцами, имели автономное управление с административным главой, который отвечал за уплату налогов с общины перед мусульманским наместником. Одного из таких общинных лидеров звали рав Хасдай Цаддик бен Маргу (914 - 1013 гг.) Как мы видим, этот мой дальний предок оказался долгожителем: всего лишь года не хватило ему до славного юбилея.

Помимо общинной деятельности, р. Хасдай писал ивритские комментарии к Торе и Тадмуду, а также сочинял мидраши на еврейско-персидском языке. Причем вот что любопытно: большинству нравоучительных притч присущи рифмовка и ритмика, они составлены в форме народной газеллы, весьма популярной в ту эпоху. Генеалогическое древо не знает сослагательного наклонения: будь я потомок Инки Тупака, вероятно, упивался бы соком лианы аяваско, вслушиваясь в наигрыши продольных флейт на руинах Мачу-Пикчу. Но я был рожден маргуанским иудеем, род Марговских пустил свои глубокие корни в тех самых местах, где сегодня ведутся раскопки и высятся памятники всемогущему Туркменбаши. До сих пор на бронзовых топорах соответствующего периода находят изображение двуглавого орла, чей профиль отчасти напоминает моего ученого пращура. Вот почему мой нравственный долг - ознакомить русскоязычного читателя с духовным наследием этого гениального старца.

р. Хасдай Цаддик Бен Маргу (914 - 1013)

МАРГУАНСКИЕ МИДРАШИ

* * *
Красавицу арабку отведал дряхлый перс:
И спереди, и сзади воротца ей отверз.
Не кипишись ты, муфтий! Имам, оставь угрозы!
За блядство мусульманки умма отхватит «мерс».

* * *
Крестом несториане стыдят пархатый люд:
Почто Христа распяли, о сборище Иуд!
Барану отвечать я за чабанов не стану -
Овец какой отары и чьих они ебут.

* * *
Бахвалиться кончайте кто держит ураза,
Акафистами славит святые образа:
Куда важней уменье, годков под девяносто,
Своей подруге вставить не два, так три раза!

* * *
По древней Маргиане пронесшийся самум,
Взбарханивший пустыню - и дик он, и угрюм
А ты размяк на ложе: позор для аксакала!
Резвее взбей перину, плешивый тугодум!

* * *
Детишек настрогал я - не всякому дано;
Всю жизнь одни разводы: такое, блядь, кино...
А чем еще украсить свое существованье,
Когда вокруг не люди, а липкое говно?

* * *
Деньжатами разжиться стремился я в свой час.
Лизать муслимам жопы? Так я ж не пидарас.
Епископу отдаться? Ебал я вашу церковь...
С богатой жить еврейкой - вот это суперкласс!

* * *
Хасиды и сунниты не любят жрать свиней.
Священна ли корова? Им в Индии видней.
Хоть лично я, ребята, ебу без исключений:
Буддистку, китаянку - ты только мне налей.

* * *
Все помыслы Хасдая Цаддика бен Маргу -
В бою как можно больший нанесть урон врагу;
Недаром потребляю жбан плова у чучмеков,
У фрязей бочку пива, у франков чан рагу.

* * *
По вере Зороастра, Ормузд и Ариман -
Добра и Зла вершины, хоть в этом зрю изъян:
Ведь сам я просто изверг бываю с перепою -
Но слаще херувима, когда разумно пьян.
* * *
Бань Чао, полководец, зашел ко мне в фейсбук:
Всех кобелей отвадить, влюбить в себя всех сук.
Что делать, подскажите? - Мудилу бань, и чао!
Пусть сам с собою в чате собачится урюк.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments