alsit25 (alsit25) wrote,
alsit25
alsit25

Category:

разговор в сети о поэзии А. Кабанова читателя вменяемого и не очень

 

Вот ,  состоялся некий диалог о поэзии А. Кабанова, одного из лучших поэтов в русской поэзии, судя  по многочисленным  предпочтениям коллег и просто читателей.   Один из собеседников пожелал остаться анонимным. ( Аноним)

 


(Аноним)
Узнала я этого поэта где-то 2 с чем-то года назад, по наводке человека, с коим тогда весьма плотно общалась в аське. В мае 2008 года, ага. Я тогда только-только знакомилась с современной литературой (ибо в большой интернет вылезла немногим раньше, а с мобильного не больно-то порыскаешь

 

(alsit25)

Узнал я этого поэта где-то лет 10 тому, Но не заинтересовало.  Интересно , что теперь с литературой знакомятся в большом интернете . Книг явно не читают. И в школе уроки по литературе прогуливают, или от мобилы не отрываются на уроках.

 

(Аноним)

Последние две строчки реально положили наповал, особенно "будто счастье - меньшее зло". Мучительно чесать репу в попытках просечь, о чем же эти стихи, мне не пришлось и минуты. Да и любой вменяемый читатель догадается, о чем оно - тут, невзирая на смещенный угол зрения, все легко и прозрачно, виден каждый камушек на дне - хотя ощущение большой глубины при этом тоже не покидает. Поэтому далее я повешу и откомментирую другое стихотворение, тоже давно любимое, но при этом реально очень сложное.

 

(alsit25)

 

Тем не менее , споем..

 

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

 

Поэзия Рубцова тоже весьма популярна, как и, так называемая, поэзия чувств, чистая лирика для «простых»  людей., не отягощенных интеллектом. Ее направления - нечто во фраке , который Есенин носил, как пародию на домотканую рубаху и-  собственно рубище .  С городом лирик примирился и пишет для бывших крестьян, овладевших грамотою  Это Шпаликов , Рыжий, Кутилов итп. алкоголики , тем не менее. Что –то не складывается у них с реальностью. Сама садик я садила, сама буду выпивать...Но хорошо поется, выпив.

 

 

Соберу дровишек на дне,
разведу костер у реки:
пусть растет мой хворост в огне
и трещат его угольки.

 

Из чего следует, или что речка пересохла, или  хворост собирается на дне , где бомжи обретаются. Бомж теперь поэтизируется часто. И стихи они пишут сами. Хворост - ветки тонкие, угольков не дают. Скорее, сгорев,  мерцают , как светлячки.  Но позже прилетит синичка, вместо героического орла по печень, и будет целовать то, что от хвороста осталось, опалив клювик. Метафора – лир. герой существо хрупкое, а деревья в реке росли не простые, а Вишневый Сад. ( см у Чехова)   Это литературная реминисценция, в стилизации под фольклор неуместная. Или надо предположить, что Дно отсылает к Горькому  и стишок относится к поэзии концептуальной ,  это издевательство,  постмодерн. Над Буревестником смеяться не грешно ( правда, не над пьесами) , но Чехова  трогать не комильфо. Это цинизм. А уж Рубцова тень тормошить и вовсе – обидеть поэзию чувств и эмоций... Девочки  обидятся..


И на зов речного огня
с примесью вишневой тоски -
прилетит синичка моя,
чтобы целовать угольки.

Костер разжигался « у реки», на берегу , чуть выше дна, речным огнем быть не может, или надо от реки удалится далеко, видя только зарево. В город нпр. Огня /моя - рифма кошмарная, не хуже –чем  мои/мели у Рубцова. Но для стилизации сойдет. Петь же надо. Или  искусное издевательство над Рубцовым.

 

Лето – золотистая клеть,
осень – птицеловная нить,
дайте птичке песенку спеть,
да из пепла гнездышко свить.

 

Здесь поэт вспомнил , что надо говорить красиво и цветно , стишок все равно горит синим пламенем.  Но нить птицелова и птицеловная нить вещи существенно разные, это стилизация под графоманию.  Однако птичка,  поцеловав птицелова, уже свернулась на обугленной груди поэтического Данко. Впечатление , что пародируется школьный курс литературы советских времен.


Пусть она щебечет светло,
и цветет в огне сухостой,
будто счастье – меньшее зло,
будто нет ладони пустой.

 

И вот самое странное   - ибо это уже не цинизм или пародия , а слабоумие . В гнездышке из пепла  птичка щебечет светло....явно тронулась.. Или гори все огнем ... Но возникает вопрос  о связности речи  свихнувшейся птички.   Меньше какого зла  зло счастья? Щебета или огня, где расцветает сухостой?   И чем поэт прикармливал  птичку счастья завтрашнего дня, прежде чем все выгорело до тла?  Мучительно чешу репу  , о чем эти стихи и к какому стилю их отнести?  Реально кладут наповал . Что это значит ?  Вероятно,  божественное косноязычие Пастернака и Мандельштама.

 

Но , кажется , это не характерное стихотворение для мастера, он может получше . Поглядим.

 ( Аноним)
Прежде всего. Стихотворение очевидно разбито на смысловые блоки, друг с другом видимо не пересекающиеся - двустрочия. И в первом же из них появляется выпрыгивающий из скобок кузнечик. Сложный образ? Нет, если вспомнить, что кузнечик традиционно символизирует поэта. Итак, поэт-кузнечик выпрыгивает из скобок (внешних и внутренних ограничителей) "в палиндром аквариумных рыбок". Но что такое палиндром? Всего лишь "фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл, напр.: «"А роза упала на лапу Азора", «Атака заката» и т. д" Естественно, что "лишняя буква" - кузнечик- палиндром этот разрушает, делает нечитаемым, дробит палиндром-общество рыбок на отдельные части. Между тем, даже и аквариумные рыбки здесь не случайны (как читательница, скажу-таки: кайф! дикий кайф) - рыба, как известно, отличается таким немаловажным свойством, как неумение самовыражаться вслух. Итак, аквариумные рыбки - это читатели поэта, коим неведома даже большая вода. И следующее двустишие это подтверждает - Кабанов переходит на прямую речь, намекая на при описании своих предпочтений на известный авантюризм поэта-кузнечика, на прямое нежелание действовать и жить благоразумно, в собственной среде обитания, так сказать :)
Вторая строфа кажется так же мало связанной с первой, как и отдельные двустрочия. В самом деле, при чем здесь беззащитность мира-оранжереи, находящегося в сизой бетономешалке? Просто тут ткань стиха сдвигается, возникает обобщение, при котором кузнечик перестает быть только и исключительно баламутящим общество поэтом - кузнечик тут уже всякий, кто воздействует на человечество, вызывая не только возмущенные возгласы и (малозаметные) сдвиги сознания, но и войны, например. Смысловое перетекание последнего двустрочия (любить не жалко - любит не жалея) - такая же неслучайная игра, как и в предыдущих частях стихотворения. Она резко обнажает всю подоплеку выпрыгивания кузнечика к рыбкам - безжалостную, как кажется, любовь Бога, при помощи Которого только и возможно (как намекается в стихотворении) "выпрыгнуть из скобок".
Скажу только, что мне такие вещи реально дико нравятся. Они немного напоминают дивизионизм - течение в живописи, при котором художник писал не мазками, а точками, собирающимися в цельное изображение исключительно на некотором расстоянии. Я и сама хочу попробовать эту технику, не сейчас, конечно, и по-своему, но попробовать.
Интересно же =)

Где это слыхано, что кузнечик символ поэта?  В траве сидел кузнечик?  Крылышкописуемый зизнзивер Хлебникова? Кузнечик комиссар Окуджавы? Единственный пример, это кузнечик Китса , но там же и сверчок поет . А вот Мандельштам полагал , что кузнечик – это символ времени .

 

Что поют часы-кузнечик.
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка,—
Это красный шелк горит.

 

Так что предположение анонимной читательницы - рыбки ни на чем не основано , как и последующие выкладки. Да и врядли Кабанов презирает своих читателей. Общеизвестно , что он ревниво следит за всеми откликами и сильно обижается , если его покритикуют.  

 

Но прочтем стишок Кабанова.

Вот кузнечик выпрыгнул из скобок
в палиндром аквариумных рыбок.
Я предпочитаю метод пробок,
винных пробок и своих ошибок.

 

В скобки ставят  слово дополнение, когда точное не найдено.  Или скобки могут символизировать несвободу, нпр.  самовыражения.  Или невыразимости. Но аквариумные рыбки , это рыбки несвободные , так что кузнечик может прыгнуть только из царства несвободы  в зоопарк.  Палиндром слово красивое,  там,  как буквочки не переставляй, все равно стихи получаются.  И тут Кабанов  демонстрирует лучшее в своем творчестве. Каламбур. Искусство,   в поэзии утраченное с Елизаветинских времен. Он метод проб меняет на метод пробок. Смешно. Но это явное снижение подоплеки выпрыгивания кузнечика к рыбкам в палиндроме снования в поэтической воде.  Кузнечику следовало последовать примеру лир. героя и прибегнуть к методу ошибок. Сотню стишков напишешь , и одно гениальное получится. Но Кабанов явно отделяет  себя  от кузнечика –поэта. Он предпочитает прыгать много раз , но не в аквариум и не в палиндром. Какой метод у винных пробок тоже осталось не определено . Но известно , что прыгают они в потолок. Куда и метит лир. герой .  


Сизая бетонная мешалка,
а внутри нее – оранжерея,
этот мир любить совсем не жалко -
вот Господь и любит, не жалея.

Вторая строфа , действительно,  никак не связана с первой. Откуда мешалка взялась да еще и сизая , и зачем, совершенно не ясно. Вероятно ,это уже сизое , как голубь,( Манделштам опять же)  небо ,  мир , а внутри читатели оранжерейные , они же цветочки – рыбки .

Дальше проскочил Есенин зачем –то ,  и стишок  спасен всемогущим Господом, жестоким из жалости и к рыбкам, и к кузнечикам, и к палиндромам , и к пустоговорению.  Это тоже плохой стишок и очень.  

  Вот здесь много рецензий на этот стишок http://www.poezia.ru/article.php?sid=64207

 

Но это тоже не слишком характерный образец творчества поэта.  Как – нибудь вернемся к лучшим его творениям. И у классиков есть дурные стишки.

Subscribe

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею X

    Ты в ощущениях моих всегда, античный саркофаг, воспетый мною, и с песней, что в тебе течет весною, как римских дней блаженная вода. Или как…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею IX

    Того, кто лиру подхватил, теней печальных средь, их славить, если хватит сил, чтоб возвращенье зреть. И тот, кого вскормил лишь мак среди теней…

  • Р.М. Рильке Сонет к Орфею I. VIII

    Лишь жалобы в пространстве прославлений пройдут, где нимфа плачущих ключей следит за нашей чередой падений, что лучше видно со скалы. На ней врата…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею X

    Ты в ощущениях моих всегда, античный саркофаг, воспетый мною, и с песней, что в тебе течет весною, как римских дней блаженная вода. Или как…

  • Р. М. Рильке Сонет к Орфею IX

    Того, кто лиру подхватил, теней печальных средь, их славить, если хватит сил, чтоб возвращенье зреть. И тот, кого вскормил лишь мак среди теней…

  • Р.М. Рильке Сонет к Орфею I. VIII

    Лишь жалобы в пространстве прославлений пройдут, где нимфа плачущих ключей следит за нашей чередой падений, что лучше видно со скалы. На ней врата…